Азимов Айзек
Азимов (Asimov), Айзек (р. 2.1.1920, Петровичи, ныне БССР) - прозаик-фантаст. В 1923 г. с родителями переехал в США. Окончил Колумбийский университет (1941). По образованию химик, с 1979 г. - профессор биохимии Бостонского университета. Первый НФ рассказ опубликовал в 1939 г. Известность принес рассказ "Приход ночи" (Nightfall, 1941), названный американскими читателями лучшим рассказом современной НФ. Писательская репутация Азимова основывается прежде всего на двух циклах произведений, начатых в 40-х гг. и продолжающих выходить до сих пор.
Первый цикл - повести и рассказы о роботах, собранные в книгах "Я, робот" (I, Robot, 1950), "Стальные пещеры" (The Caves of Steel, 1954), "Обнаженное солнце" (The Naked Sun, 1957), "Остальные рассказы о роботах" (The Rest of the Robots, 1964), "Полное издание рассказов о роботах" (The Complete Robot, 1982), "Роботы зари" (The Robots of Dawn, 1983), "Роботы и империя" (Robots and Empire, 1985), "Мечты робота" (Robot Dreams, 1986). Сюжетные коллизии произведений цикла во многом определяются разработанными Азимовым "тремя законами робототехники".
Эти законы регламентируют отношения между человеком и человекоподобным кибернетическим устройством, которое выполняет в гипотетическом обществе будущего различные технологические, экономические и социальные функции. Основа второго цикла - романы "Установление" (Foundation, 1951), "Установление и империя" (Foundation and Empire, 1952), "Второе установление" (Second Foundation, 1953), "Установление в опасности" (Foundation's Edge, 1982), "Установление и Земля" (Foundation and Earth, 1986), повествующие о галактической истории человечества, осваивающего в будущем планеты Солнечной системы и выходящего за пределы Галактики. Азимов - автор романов "Камушек в небесах" (Pebble in the Sky, 1950), "Космические течения" (The Currents of Space, 1952), "Конец Вечности" (The End of Eternity, 1955), "Сами боги" (The Gods Themselves, 1972), серии повестей Для юношества, написанных в жанре приключенческой фантастики, большого числа сборников рассказов, из которых выделяются "Путь марсиан" (The Martian Way and Other Stones, 1955), "На Земле достаточно места" (Earth is Room Enough, 1957), "Девять завтра" {Nine Tomorrows, 1959), "Приход ночи" (Nightfall and Other Stones, 1969), "Ранний Азимов" (The Early Asimov, 1972), "Купить Юпитер" (Buy Jupiter and Other Stories, 1975), "Двухсотлетний человек" (The Bicentennial Man and Other Stories, 1976), "Ветры перемен" (The Winds of Change and Other Stories, 1983), "Грань завтра" (The Edge of Tomorrow, 1985). Азимов - неоднократный лауреат многих национальных и международных литературных премий, в том числе "Хьюго" и "Небьюла", высших наград в американской фантастике. С конца 50-х гг. Азимов уделяет много времени популяризации различных областей знаний (в 1963 г. писатель награжден специальной премией "Хьюго" за развитие научной "составляющей" в НФ). Азимов выступает также как критик и автор предисловий к сборникам и антологиям фантастических рассказов, многие из которых он составил сам. Общее количество книг Азимова превышает 350, написать которые, по его словам, он смог благодаря трудолюбию, упорству и любви к своей профессии. О своем творческом пути Азимов рассказал в 2-томной автобиографии "Еще свежа память" (In Memory Yet Green, 1979) и "Еще ощущаю радость жизни" (In Joy Still Felt, 1980).
Ранние произведения писателя говорят о сциентистском и технократическом характере его воззрений на природу и характер общественного развития: Азимов тогда верил в неограниченные возможности науки решить все экономические и социальные проблемы человечества, во главе которого должны, по его мнению, встать инженеры и ученые. Так, в первых романах серии "Установление" за инженерной элитой признается право изменять ход истории, манипулировать судьбами людей. Однако уже в романе "Конец Вечности" писатель отходит от идей технократической олигархии. Взгляды Азимова на опасность одностороннего развития науки получили дальнейшее развитие в романе "Сами боги", в котором, остро ставя проблему ответственности ученого за научное открытие, писатель показывает, что прогресс общества возможен только в том случае, если достижения науки используются в гуманистических целях.
Лучшим произведениям Азимова присущи увлекательность повествования, тщательное обоснование научно-фантастических допущений, умение соединить научное и фантастическое. Пафос творчества Азимова определяется протестом против социальной несправедливости, тревогой за судьбы человечества, верой в конечную победу сил разума. И еще - в то, что будущее земной цивилизации зависит от усилий людей всех стран. В одном интервью писатель сказал: "Мы живем в век проблем планетарного масштаба... таких, как загрязнение окружающей среды, ядерная катастрофа... Мы должны понять, что по-настоящему важные вещи на Земле сегодня хороши или плохи для всех одинаково... мы должны, хотим мы этого или не хотим, работать сообща". На русском языке книги Азимова издавались неоднократно.
Дата рождения:
02.01.1920